...

Профессиональная школа восточных(арабских),
узбекских и таджикских народных танцев

Организатор
 Orient Fashion -2024

г. Москва, м. Пролетарская, ул. Мельникова, 7/1

История узбекского танца

В данной статье мы расскажем историю узбекского танца.

Предлагаем Вам записаться на пробный урок и познакомиться с узбекским танцем на практике.

Содержание

 Узбекский танец пока не слишком известен в Москве, а ведь его своеобразие и прелесть достойны любви и признания. Узбекские народные танцы представляют собой особый вид азиатских танцев, стилистически близкий к пантомиме. В узбекских танцах много специфических движений, которых нет в арабском и турецком танцах. 

Главных отличий два: во-первых – это сложные и выразительные движение рук, а во-вторых – богатая мимика. Мимика и жесты тесно связаны между собой в повседневности, они активно участвуют в процессе общения, это – самые непосредственные «выразители» наших эмоций. 

Однако это же, как правило, и два самых «слабых места» при обучении восточным танцам. Именно эти лежащие на поверхности выразительные средства «приходят» последними в процессе обучения, долгое время оставаясь в тени. А ведь без них движения бедрами и грудью выглядят неестественно, и вместо гармоничного танца долгое время получается что-то вроде физкультурных упражнений. 

Нельзя также забывать о том, что богатые и разнообразные движения рук улучшают моторику и координацию, снимают усталость с кистей рук. В арабских же танцах руки зачастую лишь красиво обрамляют танец, они почти не несут драматургической нагрузки; и мимика в арабских танцах также достаточно сдержанная.

 

Классический народный узбекский танец

В народном узбекском танце представлены практически все регионы, здесь царит необыкновенное разнообразие. Эти танцы оживают на всех семейных, деревенских, городских праздниках. Как и любой народный танец, узбекский танец — танец индивидуальности, душа и тело в нем соединены в единое целое.  

Исполнительницы порой не имеют специальной подготовки, отработанной техники, однако их движения всегда эмоционально точны и выразительны. Эти танцы передаются от поколения к поколению, в них сохраняются старинные танцевальные традиции, а также реальный или уходящий быт. 

Каждый танец – мини-спектакль: вышивание золотом, работа на хлопковом поле, сбор фруктов, восточный базар, выпекание лепешек в тандыре

Существует 3 основных школы: ферганская, хорезмская и бухарская

Его Величество Ферганский танец!

Ферганская долина, в далеком прошлом – центр знаменитого ханства Коканд, расположена в восточной части Узбекистана; также она захватывает часть территории Таджикистана и Киргизии. 

Во все времена Ферганская долина была средоточием самых разных восточных цивилизаций и культур. Земли Ферганской долины необыкновенно плодородны. Это одна из самых цветущих и населенных областей Центральной Азии, настоящая среднеазиатская жемчужина. Сегодня в Ферганской долине проживает более ста национальностей. Ферганские танцы – наиболее плавные, лиричные из всех узбекских танцев. 

В ферганских танцах наиболее часто встречаются «говорящие движения», элементы пантомимы. Множество танцевальных композиций – это настоящие миниатюрные спектакли, сценки, иллюстрирующие различные события из жизни юной девушки – например, горькую разлуку с любимым, или разнообразные бытовые ситуации: сбор хлопка, создание шелковой ткани, выпекание лепешек. Как правило, в узбекских танцах достаточно жестко регламентированная хореография. 

Однако для ферганского танца характерно необыкновенное разнообразие хореографических средств. Движения рук – плавные, округлые, «текущие», змеевидные. Сами руки могут принимать практически любую из восьми классических балетных позиций, с одним лишь существенным отличием: кисти рук во время исполнения ферганского танца должны быть развернуты вверх. 

Поступь исполнительниц ферганских танцев – плавная, легкая, летящая. В танце активно используются стремительные, страстные вращения и изящные, томные повороты корпуса. Ноги в ферганском танце – так же, как и руки – могут занимать с первой по восьмую классические позиции, что вообще крайне редко встречается в восточных танцах. 

Корпус танцовщицы – прямой, как стрела, голова гордо поднята, движения шеи и плеч выразительны и величавы. Это очень эмоциональные, лиричные, задушевные танцы, в них огромную роль играет богатая и яркая мимика танцовщицы.

Веселый, заводной Хорезмский танец!

Хорезм расположен на северо-западе современного Узбекистана, в низовьях реки Амударьи. Это очень древнее поселение. Возраст Хорезма насчитывает около пяти тысяч лет – на месте Хивы, Ургенча еще в III тысячелетии до нашей эры жили люди. 

Богата и непроста была история Хорезма. Несколько веков он входил в империю персов, разрушенную Александром Македонским, потом был независимым богатым государством с могущественной знатью и богатыми крестьянами, в восьмом веке Хорезм завоевали арабы, после тринадцатого века входил в Монгольскую империю, а с шестнадцатого века было образовано Хивинское ханство.

Через Хорезм пролегало северное ответвление Великого Шелкового пути — это был один из центров торговли, ремесла, высокой культуры и искусства. В незапамятные времена, еще до завоевания арабами, жители Хорезма исповедовали древнейшую религию – зороастризм и поклонялись очищающему огню. 

Эти старинные ритуалы отразились на всей культуре Хорезма, и не в последнюю очередь – на зажигательном ритме хорезмского танца, совершенно уникального и прекрасного. Наверное, именно поэтому хорезмские танцы – самые страстные и темпераментные из всех узбекских танцев, здесь больше всего огненной импровизации и неподдельного творческого экстаза.

Темп музыки, под которую выступают хорезмские танцовщицы, быстрый уже в начале, к концу танца неудержимо нарастает. Самым выразительным и самым известным хорезмским танцем по праву считается «Лязги»; также есть и «фирменный» танцевальный номер – яркий сольный «Танец на тарелке», который танцовщица исполняет, не сходя с тарелки и ни разу не повторив ни одного движения. 

Знаменитым считается хорезмский танец – « Кингир уйин» — «Танец сломанных пальцев» – связан со старинной легендой. Будто любимая наложница царя, великолепная плясунья, однажды упала и сильно расшиблась, но, чтобы не разгневать своего обожаемого господина, станцевала для него и его гостей – только не могла распрямить сломанных пальцев рук. И царь остался доволен – он подумал, что это просто новый танец. Теперь это один из самых популярных хорезмских танцевальных стилей.

Среди особенностей хореографии хорезмского танца – полусогнутые ноги, преобладание мелкой, похожей на цыганскую, тряски плечами и руками, неуловимые и прекрасные стремительные «порхающие» движения кистей рук, акцентированный ключ ногами и знаменитое движение шеи справа налево и слева направо – один из самых ярких и узнаваемых элементов, любимый всеми почитателями узбекского танца. Мимика при исполнении хорезмского танца невероятно экспрессивна и эмоциональна.

О танец твой, что золотом усыпан Бухара! Бухарские танцы.

Бухара́ – «Священная и Благородная» – один из самых древних и знаменитых узбекских городов. Ее возраст насчитывает более двух с половиной тысячелетий; во все времена это был настоящий центр восточной культуры, религии, искусства, науки. 

В древности через Бухару пролегал Великий Шелковый путь, в городе было несколько десятков караван-сараев, где останавливались купцы, путешественники, странствующие философы и ученые, бродячие факиры, канатоходцы, поэты и музыканты из самых разных краев Востока: Китая, Индии, Персии, Аравии, Египта, Армении, Колхиды, Ирана, Палестины… 

Богата и многообразна танцевальная культура Бухары, вобравшая в себя самые разные танцевальные традиции Востока. В отличие от томных и задушевных ферганских танцев, бухарские танцы гораздо более энергичны, зажигательны и четко ритмически организованы. 

В них много элементов, служащих именно для тактового оформления рисунка танца: сложных «пружинящих» движений ног, притоптываний, хлопков в ладоши, вздрагиваний, поворотов, бесконечных стремительных вращений – на одном месте и по кругу, резких движений плеч, быстрых и выразительных движений рук. 

Этой же цели служат наряд и многочисленные тяжелые украшения, непременные для исполнительниц бухарских танцев: расшитый золотом парчовый халат с широкими рукавами, длинные серьги, нагрудные украшения, «занги» – массивные браслеты на запястьях. Все это великолепие своим звоном и шуршанием прекрасно декорирует музыкальный и ритмический рисунок танца. 

Одним из наиболее важных хореографических средств в бухарском танце являются движения верхней части корпуса – плечевого пояса и рук танцовщицы: плавное покачивание, трепетная дрожь, ломкие выразительные движения всего корпуса. 

Осанка при исполнении бухарских танцев может быть различной – то «приземистая» с чуть согнутыми ногами, то – наоборот, несколько выгнутая, с резко развернутыми назад плечами, запрокинутым вверх лицом и движением на полупальцах. 

Ноги в бухарском танце могут принимать также выворотную балетную позицию. 

Для бухарского танца характерен очень яркий танцевальный прием смены ритма: быстрые, резкие, четкие движения сменяются мягкими и плавными, порой танцовщица даже замирает в изысканно-изящной позе. Это очень радостные, зажигательные, веселые танцы, мимика танцовщицы эмоциональная, оживленная, яркая и выразительная, как и во всех узбекских танцах.

Прокрутить вверх
Seraphinite AcceleratorBannerText_Seraphinite Accelerator
Turns on site high speed to be attractive for people and search engines.